О формировании пространства личной практики хатха-йоги. История вопроса и современные решения.

Успех достигается практикой. Как можно достичь успеха без практики? От одного только чтения книг по Йоге успех не придет” Хатха-йога Прадипика
Йога – это древняя и хорошо проработанная система, основанная на опыте многих практиков. В древних текстах, в явной или метафоричной форме, мы находим методы решения проблем современности. Такое понимание, может помочь йогу XXI века найти подсказки для корректного формирования и совершенствования личной практики Йоги. В этой статье,будут рассмотрены первые, технические этапы формирования пространства для личной практики хатха-йоги, без которой успеха в своем развитии не добиться. А также приведены цитаты древних текстов, подтверждающих предложенный подход.
С чего начинается личная практика хатха-йоги? С выбора места и коврика для занятия. Мы могли и не уделить этому шагу особого внимания, ввиду его кажущейся очевидности Но опыт показывает, что именно по причине его игнорирования, самостоятельная практика начинающего йогина может не доставить удовольствия и со временем прекратиться.
Цитату о выборе места для практики мы находим в одном из с древних трактатов – Хатха Йога Прадипике: «Йогин должен практиковать Хатха-Йогу в маленьком помещении, расположенном в уединенном месте, где нет скал, сырости и огня, в стране, управляемым мудрым владыкой, где люди добры, а пища добывается легко. Жилище йогина должно иметь маленькую дверь, быть без окон, невысоким и не длинным; (дом этот) должен быть хорошо обмазан (обожженным) коровьим навозом, чистым и свободным от насекомых. Кроме этого, здесь должен быть небольшой коридор с возвышением для сидения и водоем. Таким должно быть жилище йогина, описанное знатоками практики Хатха-Йоги».
Каким значением обладает эта цитата именно в современном контексте? Во-первых, городскому жителю стоит выбрать уединенную комнату в своем доме, достаточно просторную для выполнения асан и комфортного самоощущения. Согласитесь, малоприятной может стать необходимость синхронизироваться с ножкой стола или диваном, во время выполнения асан. Во-вторых, для выполнения пранаям, обеспечьте доступ свежего воздуха и комфортный температурный режим. В-третьих, одежда для занятия должна быть комфортной, приятной на ощупь и не стеснять движений. В домашних условиях, ограничьтесь минимумом одежды. Это позволит лучше почувствовать тело и ощущать себя свободно. Стеснение, которое может при этом возникнуть, рассматривайте как проявление мышечного зажима на эмоциональном уровне.
Если йогин практикует на природе, стоит также выбрать уединенное место, с ровной поверхностью и приятным окружением. Комплекс должен быть согласован с погодными условиями (соответствующие принципы изложены в главе «Принцип использования стихий в йоговских комплексах» книга А.Г. Сафронова «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика»).
Место для занятия подготовлено и вторым важным элементом этого пространства, является коврик. В тексте Пурашчараначандрика, мы находим мнение древних о том, каким должен быть коврик для йоги в зависимости задач практикующего: «Послушайте о [ковриках] для Асан, которые были предписаны мудрецами. Необходимо знать, что шкура тигра приносит успех во всех делах; оленья шкура дает мастерство управления [своим] местоположением; коврик из ткани уничтожает болезнь; коврик, сделанный из тростника, способствует процветанию; шелковый [коврик] питает, [а] шерстяной облегчает страдания.» (из перевода статьи Джейсона Бёрча, проекта YogaScience). Подобные мотивы мы находим и в Бхагаватгите: «Для занятий йогой надо найти чистое уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв ее оленьей шкурой и мягкой тканью».
Современному человеку, не так легко найти шкуру тигра, как древнему. Но и современных материалов у нас большое разнообразие. Тем не менее, сохраняется принцип выбора коврика в зависимости от задач и стиля практики. Для динамических стилей хатха-йоги, используйте тонкие и легко впитывающие влагу материалы. Для мягких и статичных стилей – плотные материалы. Существуют также универсальные критерии, которыми должен обладать современный коврик для йоги. Он должен быть не скользким, соответствовать вашему росту, быть приятного цвета и на ощупь. В современной практике, по рекомендации инструктора, используется множество вспомогательных элементов таких как йога-блоки (или йога-кирпич) и йога-веревки.
Читатель может заметить, что коврики для асан, описанные в Пурашчараначандрике и Бхагаватгите, не совсем удобны для выполнения асан. Дело в том, что предположительная датировка Бхагаватгиты около II-III вв. н.э. Тогда как период расцвета хатха-йоги в более привычном нам понимании, датируется XII – XIV вв.н.э. По данным исследования Дмитрия Данилова, этот этап развития Йоги стал «осевым временем» телесности — периодом обогащения эзотерических традиций телесными практиками.
В данной статье были освещены самые первые и несложные шаги при подготовке к личной практике современного йога. Комфортное пространство практики — залог ее постоянства. Согласитесь, в место приносящее эмоциональный и физический дискомфорт, не хочется возвращаться. Поэтому, позаботьтесь о том, чтобы ваше личное пространство практики не стало таковым. Йога — это забота о себе. Рассматривая цитаты из древних источников, освещающих позицию древних йогов на этот счет, мы видим что с течением времени принципы комфортности, уединенности и заботы о себе, на которых базируется личная практика остаются неизменными.
Для начинающего йога, с момента формирования пространства для самостоятельной практики хатха-йоги, открывается целый мир исследований своего тела и психики. Асаны, пранаямы и медитации, составляющие занятия, требуют детального изучение под руководством опытного инструктора и последующей внимательной практики. Кроме того, необходимо соблюдать принципы построения йоговских комплексов, которые как правило излагаются инструктором в процессе обучения. О необходимых этапах самостоятельного занятия и подготовительных медитациях, вы можете прочитать в книге А.Г. Сафронова «Йога:психология, психосоматика. биоэнергетика».
Инструктор УФЙ Дарья Антоненко
Список упомянутых источников:
  1. Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика. – Харьков: ФЛП Коваленко А.В., 2011.
  2. Жаклин Харгривз, Джейсон Берч. «Фрагмент статьи о коврике для йоги (из блога «The Luminescent»)» перевод проекта «YogaScience» http://www.yoga.net.ua/lib.php?show=sub&mat_id=1526&genre_id=90&action=show_articul
  3. Хатха-Йога Прадипика Перевод с санскрита Александра Ригина.
  4. Бхагавад Гита как она есть. Bhagavad Gita as it is. भगवद्गीता — http://www.bhagavadgitaasitis.ru/book/ch6/teksty-11—-12-1
  5. Дмитрий Данилов. «Осевое время» телесности как способа достижения мистических переживаний в эзотерических традициях Востока и Запада в 12-14 веках н.э. — http://yoga-discourse.blogspot.com/2014/12/11-14.html
Be Sociable, Share!