Джеймс Маллинсон. «Философия Хатха-йоги: удачный союз недвойственностей». Часть 1
В своем классическом понимании, представленном в «Хатха йога прадипике» (Haṭhapradīpikā) Сватмарамы (Svātmārāma), Хатха-йога является шиваитским (Śaiva) заимствованием более старого метода духовного освобождения (экстра-ведического сотериологического метода).
Это заимствование, однако, не привело к заимствованию из философии шайвов (Śaiva). В основном, тексты Хатха-йоги выказывают если не презрение, то, по меньшей мере, безразличие в отношении метафизики.
Йога является сотериологическим методом, который работает вне зависимости от личного философского мировоззрения йогина. Однако же различные тексты, послужившие основой для составления «Хатха йога прадипики» (таблица, иллюстрирующая такие заимствования, приведена в конце данной статьи) появлялись не в метафизическом вакууме.
Анализ их аллюзий к доктрине показывает, что тексты, из которых заимствовал Сватмарама, в большинстве своем были продуктом ведантистской среды – наследием вновь обретенного интереса веданты к йоге как к дополнению к джняне (jñāna), при этом, однако, существуют и многие другие труды, написанные в духе философии недвойственности шайвов. Как следствие недостатка внимания к важности тонкостей философии в трудах о Хатха-йоге, эти две доктрины недвойственности оказались способны к удачной комбинации, и, таким образом, позволили догматам шайвизма (Śaivism) встроиться в Хатха-йогу и пережить гибель последнего, став частью того, что впоследствие стало ведущим сотериологическим методом в научном религиозном дискурсе Индии в средневековый период.